Тихоокеанская железная дорога (ТЖД) — реализуемый проект строительства частной железнодорожной линии необщего пользования от Эльгинского каменноугольного месторождения в Якутии до порта Эльга в Хабаровском крае на северо-западном берегу Удской губы Охотского моря в Хабаровском крае. Является продолжением железной дороги Улак — Эльга.
В Хабаровском крае с 2022 года полным ходом идёт строительство Тихоокеанской железной дороги от Эльгинского месторождения угля в Якутии. Её строят с двух сторон, уже построено 112 км путей, 85 из них построены от месторождения Эльгинское (Якутия), а от мыса Манорский (Хабаровский край) — 27 км (март 2023 года). 15 ноября 2022 года на новое железнодорожное полотно со стороны мыса Манорский установлен первый тепловоз.
Дорогу строит компания «ЭльгаУголь» для вывоза угля с Эльгинского месторождения в Якутии. Магистраль пойдет через Тугуро-Чумиканский район Хабаровского края к Охотскому морю. Протяжённость железной дороги от станции Эльга до мыса Манорский составляет 531 км, а с учетом разъездов и станций — 626 км.
Строительство ведётся силами собственной строительной компании «Эльга-Строй» и подрядчиков: «Рудтех», «Техвеб», «Таун Групп».
Тихоокеанская железная дорога имеет одну колею со стандартной в России шириной — 1520 мм. Предполагаемый суточный трафик — 18 пар грузовых поездов. Проект предполагает устройство одной промежуточной станции и 18-ти разъездов. К моменту завершения строительства дороги предполагается приобретение подвижного состава — 15 локомотивов и 1,2 тыс. вагонов. После введения в действие Тихоокеанской железной дороги на ней будет занято 1,5 тыс. человек.
На мысе Манорский в Тугуро-Чумиканском районе Хабаровского края, в 30 км севернее районного центра Чумикан, «ЭльгаУголь» начала строительство нового современного угольного порта «Эльга».
Из-за экстремальных условий навигации в посёлке Чумикан (забитость этого места залива плавающим льдом в течение 10, а то и 12 месяцев в году, мелководье и очень высокие приливы и отливы, при которых кромка воды на мелководье отступает далеко в море) конечный пункт проекта железной дороги был перенесён на 30 км севернее — на мыс Манорский, где имеются большие глубины и чуть более лучшие условия навигации. Это привело и к изменению протяжённости проектируемой железной дороги с 492 км до 531 км.
Строительство дороги и порта обойдется в 146,6 млрд руб. Для финансирования проекта получен кредит в «Газпромбанке». На первичном этапе банком предоставлен бридж-кредит на 40 млрд рублей. В мае 2023 года на стройке работали 3 тыс. человек.
Первый состав по Тихоокеанской железной дороге планируют отправить уже в 2024 году.
Эльгинское месторождение, — крупнейшее на территории России месторождение коксующегося угля (запасы оцениваются в 2,2 млрд т).
По оценкам, запасов угля хватит на 100 лет разработки месторождения. Доля коксующегося угля больше 75% по стандартам JORC и 97% по классификации РФ (марки Ж, ГЖ, ГЖО). Коксующиеся угли марок Ж и ГЖ используются в основном в металлургии. Газовый жирный отощенный уголь (ГЖО) – универсальная марка, успешно используется как в энергетике, так и в металлургии..
Оно расположено на юго-востоке Якутии, в 415 км от города Нерюнгри, где находится ближайший аэропорт, и в 300 км от Байкало-Амурской магистрали.
Один ответ
супер проект, всегда интересно наблюдать как осваиваются территории нашей необъятной родины.